На основании анализа имеющихся в научно-методической литературе сведений по изучаемой проблеме были поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме психологической компетентности в сфере профессиональной деятельности спортивных педагогов. Официальныи саи производителя теплых полов деви devi.
Выявить мнение тренеров о значимости психологических знаний и умений в их профессиональной деятельности.
Оценить сформированность психологических знаний и умений у студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Выявить влияние факторов: склонности к педагогической деятельности, профессионально-педагогического интереса и временного фактора (объем аудиторной нагрузки в часах) на уровень психологической компетентности выпускников в области физической культуры и спорта.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ научно-методической литературы;
Анкетный опрос;
Методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы осуществлялся путем изучения авторефератов, учебно-методических пособий, статей, сборников научных трудов и периодической печати.
Анкетный опрос проводился с использованием следующих методик исследования:
Анкета № 1 (Приложение 1) была разработана для определения значимости психологических знаний и умений в процессе профессиональной деятельности спортивных педагогов. Анкета включает в себя 11 вопросов различных по содержанию. Вопросы № 1 и 2 носят ознакомительный характер. Вопросы с № 3 по № 10 - закрытые. В закрытом вопросе все варианты ответов заранее предусмотрены и максимально полно соответствуют потенциальному разнообразию возможных мнений. Предусматривается один вариант ответа. Вопрос № 11 – открытый по содержанию и предназначен для определения доминанты мнений.
Целью анкеты № 2 (Приложение 2) явилось изучение сформированности психологической компетентности тренеров и выпускников при подготовке спортсменов к соревнованиям. Анкета включает в себя 14 вопросов закрытого типа. На каждый вопрос было предусмотрено 5 вариантов ответов, имеющих соответствующую оценку: ответ "да" – 5 баллов; "в большинстве случаев да" – 4 балла; "скорее да, чем нет" – 3 балла; "скорее нет, чем да" – 2 балла; "нет" –1 балл. Уровень сформированности имеющихся психологических знаний и умений находится по сумме баллов на ответы и определяется по следующей шкале. (Таблица 1)
Таблица 1 Ключ для оценки психологической компетентности об особенностях подготовки спортсменов к соревнованиям
Уровень сформированности имеющихся психологических знаний и умений |
Количество баллов |
Высокий |
50 – 70 |
Средний |
30 – 49 |
Низкий |
Менее 30 |
Для исследования факторов, способствующих подготовленности к педагогической деятельности студентов – будущих специалистов в области физической культуры и спорта были использованы методики исследования в сфере профессионально-педагогической деятельности.
Анкета № 3 (Приложение 3) "Профессионально-педагогический интерес". Анкета состоит из 12 вопросов. На каждый вопрос предлагается по 3 варианта ответа. Первые номера ответов в каждом вопросе оцениваются в 3 балла, вторые номера – в 2 балла, третьи – в 1 балл. Находится общая сумма баллов, характеризующая устойчивость профессионального интереса по следующей шкале. (Таблица 2)
Таблица 2 Ключ для характеристики устойчивости профессионального интереса
Устойчивость профессионального интереса |
Количество баллов |
Устойчивый интерес |
31 – 36 |
Недостаточно устойчивый интерес |
27 – 30 |
Неустойчивый интерес |
26 баллов и менее |
Анкета № 4 (Приложение 4) "Склонность к профессионально-педагогической деятельности". Анкета состоит из 26 утверждений. Степень проявления каждого утверждения оценивается одним ответом, соответствующим действительности: "да, так и есть", "не совсем так", "иногда", "пожалуй, нет", "нет". Каждый из пяти ответов имеет свою оценку: "да, так и есть" – 5 баллов, "не совсем так" – 4 балла, "иногда" – 3 балла, "пожалуй, нет" – 2 балла, "нет" – 1 балл. Находится общая сумма баллов. Степень выраженности склонности к педагогической деятельности определяется по следующей шкале. (Таблица 3)
Схемы в обобщении знаний
Процесс развития человеческого общества совершается во времени и пространстве. Поэтому изучение истории невозможно без овладения учащимися умением соотносить исторические события с определенным временем и определенным местом. Без знания хронологической последовательности происходивших событий, не м ...
История развития педагогики раннего возраста
Педагогика раннего возраста начала выделяться в самостоятельную область знания вначале XX в. История ее становления неразрывно связана с развитием теории и практики семейного и общественного воспитания детей. Становление педагогических идей в истории педагогики. История педагогики — наука, изучающа ...
Возможности использования подвижных игр в развитии интегративного качества
"физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками"
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического обучения и воспитания в ДОУ, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествам принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая св ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.