Как указывалось ранее профессионализм педагога, складывается из разных видов компетентностей. Следует сразу отметить, что зачастую педагогическая и психолого-педагогическая компетентности употребляются авторами как синонимы, что на наш взгляд не является верным. личностные качества человека
Рассмотрим определения разных авторов термина "педагогическая компетентность" и "психологическая компетентность".
И.А. Колесникова (1995), исследуя феномен педагогической компетентности, отмечает, что это интегральная профессионально-личностная характеристика, обуславливающая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами и, стандартами, требованиями.
Л.М. Митина (1998) в работе "Психология профессионального развития учителя" пишет, что под педагогической компетентностью понимается "гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации.
Перейдем к рассмотрению определения психологической компетентности. В научной литературе понятие психологическая компетентность получило довольно широкое распространение. Однако однозначного определения до сих пор нет.
Например, А. Д. Алферов (1999) рассматривает психологическую компетентность как совокупность знаний, умений и навыков по психологии, четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя; умение видеть за поведением состояние его души, уровень развития познавательных интересов, эмоциональной, волевой сфер, черт характера; способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях и избирать рациональные способы общения; педагогически грамотно воздействовать на психику в целях его гармоничного развития.
Н. Е. Костылева (1997) относит психологическую компетентность учителя к частным характеристикам системы личностно-профессиональных качеств. Автор приходит к выводу, что наряду с методической и специально-научной компетентностями она является составной частью познавательных механизмов индивидуального характера.
В структуре психологической компетентности учителя Н. Е. Костылева (1997) выделяет следующие элементы:
знание наиболее общих характеристик личности;
знание особенностей протекания психических процессов;
знание закономерностей обучения и воспитания;
знание закономерностей и особенностей возрастного развития;
умение перенести психологические знания в реальную педагогическую практику;
владение способами и приемами психической саморегуляции.
В процессе анализа литературы по данному вопросу, можно заключить, что практически все авторы, перечисленные выше, понимают психологическую компетентность как знания по психологии (личности, деятельности, познавательных и когнитивных процессов и т.д.) и умение профессионально их использовать в педагогической деятельности. Соответственно, под педагогической компетентностью подразумеваются знания по педагогике и умение их профессионально использовать в трудовой деятельности.
Рассмотрим более детально психологическую компетентность спортивного педагога. Как уже говорилось, профессия спортивного педагога относится к педагогической и содержит в себе те же компоненты, что и профессия педагога. При психологическом анализе трудовой деятельности авторы выделяют компоненты, составляющие деятельность в целом и обеспечивающие успех человека в ней.
У Л.С.Домидонтовой (2001) в структуре деятельности специалиста в области ФК и С, а у Г.Д. Бабушкина (2006) в структуре деятельности тренера по спорту выявлены четыре компонента: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный. В содержание каждого компонента входит совокупность умственных и практических действий, направленных на достижение поставленных задач. Однако профессия спортивного педагога имеет свои особенности. Эти особенности состоят в том, что спорт постоянно развивается, рекорды растут, изменяются методы тренировки и т.д. Современный специалист в области физической культуры и спорта – это профессионал своего дела, который находится в постоянном поиске. Поэтому в деятельности тренера дополнительно выделяются творческий и двигательный компоненты.
Рассмотрим детально каждый из компонентов.
Гностический компонент – это система знаний и умений, составляющих основу профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относятся умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты.
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Моделирование», «Культура дома» и конечно «Художественная обработка материалов». ...
Взаимосвязь предметов естественно-математического
цикла
Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на формирование диалектико-материалист ...
Детско-родительские отношения в психологии
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений межд ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.