Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Понятие игры широкое и разнообразное, оно охватывает различные явления: от движений младенца с погремушкой, до атлетического хоккея с шайбой.
На самых ранних ступенях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий (палок) для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, игры не существовало. Дети очень рано включались в жизнь взрослых, практически усваивая добывание пищи и применение орудий. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, возникновение первобытнообщинного строя привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Хотя взрослые относились к детям как к равным, и дети очень рано становились самостоятельными, стали создаваться такие орудия труда и такие способы производства, которые были недоступны детям и требовали специальной подготовки. То есть возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода и т. д. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия (ножи, луки и стрелы и тому подобное), являющиеся точными копиями орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленные для детей. Возникли игры-упражнения, отдельные элементы которых сохранились во многих народных играх.
Если в первобытном обществе дети упражнялись посредством игры в трудовых действиях, военном деле, то в рабовладельческом обществе народные игры были представлены одним из средств физического воспитания в семье.
В средние века игры, сохранившееся в народном быту, способствовали развитию моральных и физических качеств, необходимых для выполнения трудовой деятельности.
А в XVIII в. среди детей и подростков распространены подвижные игры, многие из которых известны в настоящее время среди них: «Волки и овцы», «Горелки», «Салки» и др.
С течением времени игры становятся богаче по своему содержанию, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые более сложные действия. Появляются подвижные игры, направленные на решение образовательных, воспитательных, оздоровительных задач физического воспитания, что отводит игровой деятельности особую роль в физическом воспитании.
В толковом словаре Ожегова подвижные игры определяются как игры, связанные с движением, быстрым перемещением игроков.
Действительно, действия входящие в широко распространенные подвижные игры основаны на выполнении движений в беге, прыжках, метаний, лазании, перелезании и т.д. Особенность подвижных игр заключается в организации деятельности на основе образного или условного сюжета, а характер и способы выполнения действий подчинены логике игрового процесса.
М.Н. Жуков считает подвижные игры проявлением игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.
Любая подвижная игра у людей различного возраста ассоциируется с приятными воспоминаниями детства. Впечатления детства неизгладимы в памяти взрослого человека и составляет основу для дальнейшего становления и развития личностных качеств. Определенные личностные качества закладываются уже в период школьного детства и заключаются в развитии способности быстро овладевать новыми формами движений и творчески их приспосабливать к новым условиям деятельности: совершенствование способности ориентироваться, быстро реагировать, тонко координировать свои движения, целенаправленно действовать, мобилизовать волевые усилия. Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребенка, поскольку:
создают условия для их активности;
предоставляют возможность выбора;
создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;
предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования, упражнения для своих товарищей;
нацеливают на способ достижения результата;
учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;
Компетенция ПКПП-2
Компетенция ПКПП-2 – это профессиональная компетенция в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования: «готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-разв ...
Почему мы не всегда руководимся нашим разумом? Вытекающие
отсюда задачи воспитания
Человек склонен жить ближайшим моментом и возбуждаемым им желанием, ко-торое ему представляется необходимым, прежде всего, удовлетворить: неудовлетворенное, оно чувствуется, как страдание, и, как страдание, противоречит стремлению к счастью. Устранить это наличное страдание составляет для нас первы ...
Психологические особенности полового развития мальчиков и девочек
Проблема полового развития мальчиков и девочек рассматривается различными науками: генетика, биология, физиология, анатомия, медицина, психология, педагогика. Так, аргументом, обосновавшим данного феномена, является медицинский аспект. Одним из основных половых различий мальчиков и девочек определя ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.