1-й уровень: репродуктивно-подражательный
. Выбрать нужное слово из предложенных двух:
Бы-бы-бы – на дворе стоят… (столы? столбы?)
Ре-ре-ре – стоит домик на… (реке? горе?)
2-й уровень: поисково-исполнительский
. Закончить фразу самостоятельно, подобрать рифмующиеся слоги:
Лу-лу-лу-лу начинаем мы
Ш… – ж… – ж… – ш… наши буквы хороши.
Лы-ли-ры-мы – подбираем рифмы _
Ж… – з… – з… кончилась гроза. («Букварь» под ред. Н.В. Нечаевой)
3-й уровень: инициативно-творческий.
Придумать свою сгороговорку.
Приведу примеры чистоговорок, сочиненных учащимися 1 «Г» класса гимназии №1 г. Североморска (1997/1998 уч. г.):
Ги-ки-ги-ки – любим мы играть в снежки (Москалюк Юрий)
Пы-бы-пы-бы – с папой мы нашли грибы. (Барашкова Алина)
Разноуровневые творческие задания подбираю так, что при единой познавательной цели и общем программном материале они отличаются разной степенью трудности. К достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Таким образом выделяются дети, выбирающие задания инициативно-творческого уровня. Одновременно выявляются склонности к интеллектуальному творческому труду, способности ребят к стихосложению.
В процессе сочинения чистоговорок первоклассники сделали важное открытие: каждую строчку можно прохлопать, слова заменить хлопками (на счет 4). Так дети самостоятельно выходят на вторую особенность стихотворной речи – наличие ритма
.
С целью развития слухового внимания и чувства ритма использую ритмические диктанты. Ребята приходят к выводу: размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слогов в строке.
Творческие способности детей продолжаю развивать при изучении считалок. Использую методические рекомендации к работе по программе «Речь» (авторы Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова). Предлагаю разноуровневые задания.
1-й уровень: репродуктивно-подражательный
. Сочинить считалку, подобрав рифмы из правого столбика:
Раз у нашего Степана караулил кот _
А когда настал, кот сидит – сметаны _
Помогите-ка, поищите с ним
(обед, нет, Степану, сметану)
2-й уровень: поисково-исполнительский
. Предлагаются два варианта.
Первый вариант. Даны рифмы. Подобрать подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась считалка:
Раз, два, три, четыре!
_ квартире,
_ пили,
_ били,
_ платили,
_ платить,
_ водить.
Второй вариант. Сочинить считалку поданным началу и концу:
Шли зайчата на базар
Говори поскорей,
Не задерживай людей.
3-й уровень: инициативно-творческий
. Сочинить свою считалку.
Приведу примеры считалок, сочиненных детьми моего 1 «Г» класса в 1997 г.
Считалки поданным рифмам:
Раз, два, три, четыре!
Мы ходили по квартире.
Мы не ели, мы не пили,
Пешеходами мы были.
Будешь ты у нас платить.
Будешь ты у нас водить. (Волкова Дарья)
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире.
Чай пили, чашки били,
И налоги не платили.
Кот заставил их платить.
Выходи, тебе водить. (Шерстобитов Алексей)
Считалки поданным началу и концу:
Тар-тар-тар-тар!
Шли зайчата на баз
Покупать себе товар.
Повстречался им комар.
Он купил себе на ножки
Очень модные сапожки.
Анализ тестовых заданий
В анализе тестов учитываются следующие обстоятельства: Содержательность задания: какие структурные компоненты исторических знаний, познавательные умения и интеллектуальные способности учащихся выявляет данный вид теста. Компактность и точность: насколько кратко и чётко формулируются вопрос и основн ...
Анализ форм организации социального воспитания подростков в микросреде
учреждения дополнительного образования
Программа изучения форм организации социального воспитания подростков в микросреде учреждения дополнительного образования (на примере МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»). Пояснительная записка. Данная программа предназначена для изучения форм организации социального воспитания подрос ...
Сравнение как эффективный метод реализации
внутрипредметных связей
Значительное влияние на реализацию внутрипредметных связей, на формирование системы знаний оказывает изложение материала в учебниках и методы, с помощью которых этот материал преподаётся. Существенное значение имеет метод сравнения. Рассмотрим пример. Если мы хотим сформировать у учащихся понятие ф ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.